РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«КАК РАЗГОВАРИВАТЬ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ В ОСТРОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ»

1. Успокойтесь сами

Дети легко ловят тревогу родителей. Поэтому избегайте разговоров про свой страх и панику в присутствии ребенка. В первую очередь, успокойтесь. Подумайте о том, что сейчас происходит с вами, что вы чувствуете и как  можете сами улучшить свое состояние, сделайте это.

2.Разговор нужно вести в соответствии с возрастом ребенка.

Младшие дети могут переживать из-за того, что родители испытывают тревогу, страх, шок. Расскажите им о том, что сейчас вы встревожены ситуацией вокруг, но вы по-прежнему любите, поддерживаете и защищаете  их.

Подросткам же важно помочь сформировать их собственный взгляд. Если видите, что дети тревожатся или соматизируют тревогу, обратите внимание на профилактику именно этих чувств. Обнимите детей, говорите им о том, что вы их любите и защищаете, что всё под контролем.

3. Подготовится к разговору.

 Вам самим важно подготовиться к такому разговору, разобраться со своей позицией и привести свои чувства в порядок. Создайте условия разговора с детьми. Например, пойдите на прогулку или в кафе. Не стоит вести разговоры о сложных вещах за едой или перед сном.

4.Не спешите отвечать

Если вы слышите вопрос на непростую тему от ребёнка, вам, скорее всего, потребуется чуть дольше поразмышлять. Задайте ему как можно больше уточняющих вопросов — скорее всего, его интерес очень конкретный. Так вы сможете лучше понять, на что следует обратить внимание, что прояснить, где успокоить. Можно ребёнка спросить, откуда у него информация, узнать его мнение о происходящем, помнит ли он примеры подобных событий, например, из прочитанных книжек.

5.Как и что говорить?

     1) Простыми и понятными ребёнку словами. Когда мы говорим об экстремальных ситуациях с детьми, наша первая и главная задача — дать им ощущение безопасности и возможность опереться на нас. Цель — не донести политические взгляды ребенку (чтобы он их усвоил), не ругать власть и происходящее, не показывать бессилие и ярость, а найти те слова, которые будут ему понятны и доступны, дадут опору.

     2) Признать, что ситуация затронула нас и наших близких, и нам всем ещё только предстоит справиться со своими чувствами. В условиях постоянных новостей о развитии ситуации это может быть длительным процессом.

     3) Признать, что ситуация сложна, и ни вы, ни ваши близкие не владеете всей полнотой информации. Почти вся информация, которую можно получить из СМИ, в острой фазе конфликта так или иначе будет ангажирована одной из сторон. Чтобы отличить факты от их имитации, требуется сложная внутренняя работа: критическое осмысление информации, стараться взглянуть на ситуацию с разных сторон.

- «Да, сейчас ситуация сложная. Мы вместе….»

4) Найти и обсудить точки соприкосновения ваших позиций, которые объединяют вас, а не разъединяют. В напряжённой ситуации нам нужна поддержка близких, их плечо. В случае не совпадения взглядов, непонимания - простите их и себя за это, вы все в трудной, нестандартной ситуации.

«Давай подумаем, что у нас общего…»

5) Обсуждать не тезисы, а аргументы. Говорите о своих рассуждениях, о том, как и почему вы к ним пришли.

6) Объясните подросткам, что есть разница между мыслями, чувствами и поступками. Вы можете поддержать его в мнениях, но не можете поддержать в поступках, которые вредят его безопасности или безопасности других людей.

Рекомендовано Ассоциацией практических психологов Приднестровья